В любом селе был свой храм… 

 

Олег Юрьевич Южаков

Олег Юрьевич коренной чусовлянин. Окончил исторический факультет Пермского государственного университета. Большую часть своей трудовой деятельности отдал преподаванию истории в различных учебных заведениях города Чусового. Так же занимался краеведческой деятельностью. Автор книг и статей о Чусовском крае, об истории православных храмов и монастырей Причусовья, Чусовского отделения Свердловской железной дороги, железнодорожной больницы, металлургическог о завода.
В фонде библиотеки имени А. С. Пушкина имеются все книги и статьи, которые оставил после себя Юлег Юрьевич Южаков и которыми до сих пор пользуются краеведы, библиотекари, учителя, школьники. Ценность его книг и статей в том, что они основаны на архивных материалах. Олег Юрьевич один из первых чусовских краеведов начал основательно работать в городском и областном архивах. Это позволило ему находить неизвестные ранее широкой публике документы, факты и делать их достоянием многих людей.

Одно из последних интервью …

Олег Южаков  выпустил несколько книг по истории Чусовских земель, но эта книга – особая. История церкви в Чусовском, Лысьвенском, Горнозаводском районах не волновала историков в советское время. Поэтому тема до сих пор остается терра  инкогнита для большинства чусовлян.

— Олег Юрьевич, до революции люди жили бедно, а храмов было значительно больше чем сейчас, когда, вроде бы, денег стало гораздо больше?

— Конечно, храмов тогда было больше. Почти в любом селе был храм, в деревне – хотя бы часовня. В то время центром религиозной жизни были Верхние и Нижние Чусовские городки и монастырь в селе Успенка (закрыт в 1764 году). А на востоке – храм Рождества Богородицы в Камасино. Причем, храмы люди часто строили своими средствами. Так, например, большой каменный храм в селе Успенка в 1864 году взамен старого деревянного храма построили на свои средства жители села. На территории, которая сейчас относится к Чусовскому району не так было много каменных храмов: Успенка, Нижний и Верхний Чусовские городки и все. Но деревянных храмов было много – из дерева тогда строить было намного легче.

    — А в Чусовом перед революцией был только Камасинский храм и церковь Святой Ксении?

Церковь святой Ксении (разрушена)
Построена в Чусовом в 1890 году. Закрыта в 1928 году. Перед закрытием в храме служил священник Севастьян Серегин.

— Но Ксениевский храм был очень большой, двухэтажный, вместимостью до 1000 человек, таких храмов у нас сейчас нет. Населения в Чусовом, который тогда был заводским поселком, было в несколько раз меньше чем сейчас. Но огромный Ксениевский  храм не вмещал всех прихожан! И поэтому было решено строить большой двухэтажный каменный храм. Стали собирать средства и уже заложили фундамент. Но… началась Первая Мировая война и строительство храма замерло. Сейчас на этом фундаменте стоит КДЦ Чусового. В 1928 году Комиссия Чусовского исполкома решила закрыть Ксениевский храм. В 1929 году область подтвердила это решение. Здание передали торговым организациям, и сделали в нем пункт засолки капусты.

  — Олег Юрьевич, был такой период, когда в Чусовском районе вообще не было ни одного храма?

— Действительно, перед войной был такой период. В Верхнечусовских городках оставалась маленькая кладбищенская церковь на Митейной горе, но она то закрывалась, то вновь открывалась. И только во время войны общине верующих разрешили приспособить под церковь жилой дом в Чусовом – так возникла Никольская церковь в Старом городе.

  — Сколько было репрессировано служителей православной церкви в Чусовском районе, о каждом ли из них мы знаем?

— Точные цифры до сих пор неизвестны. Архивы, где хранятся расстрельные дела, недавно были опять закрыты для исследователей. Доступ к ним разрешен только с согласия родственников – а где их теперь искать? Но имена многих священников в книге удалось проследить.  Профессия священника в тридцатые годы была очень опасной. Если учитывать, что репрессированы были не только священники, но и причт,  церковные старосты, активисты приходских советов, то за веру в Чусовском районе были замучены порядка сотни человек, если не больше.

  — Последняя глава вашей книги посвящена постсоветскому периоду, когда начали восстанавливать и открывать церкви. Остались ли в Чусовском районе храмы, которые требуют восстановления?

— Надо восстанавливать храм в селе Успенка. Очень много сделал там отец Кирилл, но надо восстановить каменную колокольню, а это потребует еще очень много трудов. Значительно легче, например, было бы восстановить купола храма Рождества Богородицы в Камасино, потому что этот храм построен из дерева. Есть еще заброшенные церкви, где до сих пор не идут службы. Разрушается старый Вереинский храм: стена гниет, крыша сломана. В советское время вереинцы упорно отстаивали свой храм и им долго удавалось отстоять его от закрытия. Там был арестован и расстрелян священник. В селе Сёла здание храма было долгое время под клубом. Сейчас сами жители Сёл уже не помнят, что это был храм пророка Илии. Сейчас там построили новый клуб. Надо восстанавливать храм.

  — Когда ваша книга будет издана и ее можно будет купить?

— Три года ушло у меня на работу над книгой. Но для ее издания источников финансирования пока не видно. А нужно не менее 170 тысяч рублей, чтобы издать хотя бы 2 тысячи экземпляров. Надеюсь на помощь властей, наших предприятий. Эта книга могла бы помочь чусовлянам узнать историю своей Малой Родины. Ведь православная вера является основой многовековой культуры и духовности нашего народа.

 

(495)